«Святыми же отцами похваляется такая жизнь, которая проходит подобно малому ручейку, постоянно текущему и никогда не иссыхающему. Ручеек этот удобен: во-первых, к переходу, во-вторых, приятен и полезен всем проходящим, потому что вода его бывает пригодна для питья, так как тихо текущая и потому никогда не бывает мутною».
Великое семижильное рвение даже в деле самосовершенствования вряд ли полезно, говорю я себе. Ведь если я считаю, что настолько плох, что меня буквально за волосы нужно из трясины несовершенства тащить, значит, шансов, что я быстро с этим справлюсь – никаких. Несовершенство моё слишком огромно.
Вот если бы я был слегка только далек от идеала, тогда успеха можно было бы достичь одним рывком. А так – нет, долго и кропотливо, с ошибками и неудачами, но двигаться вперед, течь ручейком – по возможности не мутным. Сверхусилие на этом пути чревато сильнейшим разочарованием, уныньем, а то и озлоблением – чего уж совсем не имелось в виду на старте, когда я только собирался начать «новую жизнь». Пусть жизнь будет «старая», но немножечко лучше, правильнее прежней.