chugaylo (chugaylo) wrote,
chugaylo
chugaylo

Культурный выбор

Вечером в пятницу я мог:
пораньше поехать домой;
зайти в книжный (библиоманы меня поймут);
посетить выставку «Спорт в искусстве».

После некоторых колебаний я решил, что первые два варианта никуда не денутся (библиоманы на этом месте разочарованно перелистнут френд-ленту), и пошел в Новый манеж, тем более это был последний день работы выставки.

Скажу сразу: экспозиция превзошла мои ожидания, которые, правда, нужно признать, были довольно опасливыми. Не ждал я ничего впечатляющего от этой темы, какое-то живет глубоко внутри меня предубеждение против спорта, он представляется мне чем-то вторичным, необязательным, отвлекающим от магистральной линии. Хотя на сознательном уровне я им живо интересуюсь и сам не чужд приобщиться к его азартным щедротам. Вот такое противоречие! Но довольно обо мне, о выставке!

Я сразу свернул в «современный» зал. По станам в один ряд тянулась череда фотографий, из которых запомнилось две:
на одной рвались в атаку игроки ВОЛЕБОЛЬНОГО клуба «Искра» Одинцово, причем подпись ниже гласила, что это БАСКЕТБОЛ (Прутков рулит! – специально для случайно оставшихся библиоманов);
другая называлась «Гроссмейстер Таль» (автор Д.Донской), и это несомненно был Михаил Таль – совершенно какой-то чудесный – всклокоченный, с дымящейся папиросой в углу рта, тянущийся через всю фотографию рукой к шахматным часам и смотрящий при этом куда-то в вечность.



Пространство же зала было отдано современным скульпторам, и они развернулись! Разнообразие представляемых видов спорта приятно дополнялось тут множеством других разнообразий:
уровней атлетизма упъедесталенных спортсменов (нок) в бронзе;
степеней прикрытости их полновесных или, напротив, тщедушных тел;
индексов пародийности, присущей выставленным творениям;
градусов изобретательности в раскрытии темы: человек и спорт.

Вот что отыскалось в интернете (для примера):
серьезный "Толкатель ядра" М.Переяславца:


и похожий на диковенное насекомое "Фехтовальщик" М.Дронова


Предупреждая возможные вопросы, скажу, что была, была здесь и «Девушка с веслом»! Весло у неё, правда, оказалось чрезвычайной длины, с тонкой, словно тянущейся вверх рукояткой, неудобное, одним словом, весло, весло-ложка, для помешивания в огромном котле жизни. Так, от забавы, какой является спорт, художник плавно переводит нас к вещам более серьёзным, фундаментальным – и девушка превращается из беззаботной физкультурницы в освященную веками хранительницу очага – ни более и ни менее.

Тема эта – вёсельная – имела на выставке свое развитие в виде скульптуры Степанова «Девушка-весло». «Девушки-паруса» представлено не было, хотя такая рельефная фигура просто напрашивалась.

Два других зала были посвящены советскому периоду – фарфор, плакаты, живопись, традиционная скульптура. Здесь основной лейтмотив – подчиненность спорта нуждам государства, в первую очередь военным. Особенно четко это прослеживается на плакатах, два из которых принадлежат Александру Дейнеко:
один со смешным названием «Колхозник, будь физкультурником!»;
другой (1933 год) с более пространной надписью:
Работать, строить и не ныть!
Нам к новой жизни путь указан.
Атлетом можешь ты не быть,
Но физкультурником – обязан!


Из живописных работ меня более всего поразила картина С.Луппова "Спортивные игры на стадионе", где изобилие возбужденных, пыщущих энергией тел вызывает (лично у меня) прямо противоположное задуманному ощущение чего-то угнетающего, нежизненного, лихорадочного.




Единственный огорчительный момент моего посещения – пришлось пойти на выставку одному, за компанию впечатления были бы значительно ярче переживаемы. Я бы еще столько мог рассказать!
Tags: искусство, музей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments