Но как это сделать? Просто показать, что Стрекоза «сама себя наказала», оставшись на зиму без пропитания и крова? Однако такой оборот событий входит в «правила игры», он никогда не остановит людей, по природе своей склонных полагаться на авось, на кривую, которая вывезет.
И тогда Иван Андреевич придумывает гениальный ход, он помимо беспечности, непрактичности приписывает Стрекозе бесспорно отрицательное качество, которое наверняка вызовет в читателе соответствующее к ней (и – попутно – к её мировоззрению!) отношение. Он делает её глупой. Посмотрите, она пришла к Муравью просить о снисхождении, о помощи, но вместо того чтобы попытаться вызвать к себе сочувствие, расположить кредитора, она упорствует, она буквально говорит – что я – дура работать? Ведь веселиться гораздо приятнее!
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» -
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час…».
Это вы, муравьи – дураки – работаете, а нам недосуг!
И чтобы ни у кого уже не оставалось сомнений в истинном содержании стрекозьей жизни, Крылов находит ключевое слово для последней строфы – «без души».
«Ах, так ты…» - «Я без души
Лето целое всё пела». –
«Ты всё пела? Это дело…
Ну, и так далее.
Интересно, что у Лафонтена, басня которого «Цикада» стала источником вдохновения для Крылова, такого морализаторства, разоблачения определенного образа жизни нет и в помине. Цикада, которая летом «песни пела всем, кто рядом», приходит к Муравьихе «у соседки одолжить, если можно, есть и пить». При этом ведет себя совершенно адекватно, обещая «все сполна вернуть».
Но Муравьиха скупа! «Крайне редко в долг дает». Причем скупость не единственный её недостаток, отмечает рассказчик, Муравьиха у него отнюдь не положительный персонаж. Она придумывает каламбур, и, ловя соседку на слове, отказывает ей: «Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать».
То есть Лафонтен не осуждает образ жизни Цикады, живущей ради искусства, ради возможности радовать пением других, он лишь предупреждает, что такого склада люди могут попасть в затруднительное положение, столкнувшись с суровой действительностью, они зависимы от доброй воли других.