chugaylo (chugaylo) wrote,
chugaylo
chugaylo

Category:

«Стрекоза и Муравей». Еще несколько слов

В сообществе Что_читать развернулась небольшая дискуссия по поводу этой басни. Многие участники обсуждения отметили, что Муравей вызывает, мягко говоря, неприязненные чувства, хотя – по замыслу автора – казалось бы, должен являть собой пример исключительно положительного свойства.

Объяснение этому противоречию кроется, на мой взгляд, в том обстоятельстве, что «Стрекоза и Муравей» - это басня, то есть произведение литературного жанра, предполагающего обобщенно-абстрактный уровень восприятия. Басня высмеивает определенное явление, человеческое свойство – Жадность, Самодовольство, Трусость, в данном случае (с некоторой степенью приближения) – Легкомысленность. Это некий порок, который должен быть наказан, такова логика жанра, и здесь в качестве такого Судии и выступает пресловутый Муравей, его голосом говорит Судьба, подводящая закономерный итог Легкомыслию.

Заметьте, мы о Муравье практически ничего не знаем (и это логично – ведь он является лишь олицетворением Рока) – если описанию Стрекозы и обстоятельств её жизни посвящены 15 первых строк басни, то Муравью всего 2 (два) слова – не считая прямой речи. Эти слова: «говорит ей».

Но басня предполагает и другой уровень восприятия, поскольку в ней используется житейский, обыденный материал, а не абстрактные категории. Крылов рисует совершенно реалистические картины наступившей зимы и страданий Стрекозы. И на э т о м уровне восприятия возникает сочувствие к бедному, неразумному созданию, а Муравей предстает безжалостной скотиной, обрекающей взывающую о помощи Стрекозу на гибель.

Непосредственно в басне да, там Муравей может быть олицетворением сурового, но справедливого Рока, но в реальной жизни никто из нас не вправе брать на себя эту роль, в конкретной житейской ситуации мы остаемся людьми, которым присущи (в той или иной степени) милосердие и сострадание. Отсюда и возникает неприятие финальных слов басни.

Но в любом случае
Крылов, показывая своего Муравья столь жестоким, делает его таким применительно к определенному человеческому свойству, но не к носителю этого свойства! Его цель не убедить читателей следовать примеру Муравья и давать от ворот поворот всем сомнительным личностям, просящим о помощи, а предостеречь нас от той сколькой дорожки, по которой легкомысленная Стрекоза покатилась к своему печальному финалу.
Tags: книги, литература, поэзия, цитата
Subscribe

  • Все в Серпухов

    Пользуясь каникулами, московским музейным карантином и приглашением друзей – неутомимых путешественников, отправились в Серпухов. Из дома вышли в…

  • Дневник читателя

    1. «Таис Афинская» Иван Ефремов Яркая книга известного советского писателя «о временах простых и грубых» Александра Македонского. Главная героиня –…

  • Я буду притворяться мудрым

    Еще один стишок подоспел к пятнице. Я буду притворяться мудрым, всезнающим, слегка уставшим, с улыбкой просыпаться утром, как будто утра нету краше,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Все в Серпухов

    Пользуясь каникулами, московским музейным карантином и приглашением друзей – неутомимых путешественников, отправились в Серпухов. Из дома вышли в…

  • Дневник читателя

    1. «Таис Афинская» Иван Ефремов Яркая книга известного советского писателя «о временах простых и грубых» Александра Македонского. Главная героиня –…

  • Я буду притворяться мудрым

    Еще один стишок подоспел к пятнице. Я буду притворяться мудрым, всезнающим, слегка уставшим, с улыбкой просыпаться утром, как будто утра нету краше,…