Если в одном абзаце, то выглядит это примерно так:
передовые технологии, политическая централизация, письменность и т.д. могли возникнуть только у крупных оседлых популяций, имеющих возможность хранить и перераспределять излишки продовольствия. Избыток еды мог появиться исключительно в результате развития сельского хозяйства. Но, и это центральный момент! – одомашниваемые виды растений и животных – основа зарождающегося сельского хозяйства – изначально были очень н е р а в н о м е р н о распределены по континентам и отдельным регионам. Наиболее ценные дикие виды, пригодные для доместикации, оказались сосредоточены в 9 небольших областях планеты. Тем самым древние обитатели первых сельскохозяйственных очагов получили фору в развитии, языки и гены этих народов, их домашний скот, растительные культуры, технологии и системы письма заняли доминирующее положение в мире уже в древности и сохранили его в современную эпоху.
Даймонд пишет без ненужной наукообразности, вставляет занимательные рассказы из собственного богатого опыта общения с представителями разных народностей, делает необходимые пояснения по методологическим вопросам, иллюстрирует картами, схемами, фотографиями и таблицами, приводит множество любопытных фактов (например, о дурном характере зебр, имеющих привычку кусать человека и не разжимать челюсти, что сделало невозможным их одомашнивание).
В процессе чтения Даймонда кажется, что ты получаешь систематические знания об истории цивилизации, но он также дает выход и на современные проблемы, например, как перевести экономику на «инновационные рельсы».
Подходящая книга для неторопливого зимнего чтения.