chugaylo (chugaylo) wrote,
chugaylo
chugaylo

Живые картины

Неспешно плутал на самой верхотуре Исторического музея, едва не на чердаке его, по залу – не сказать, чтобы очень большому, но для пущей вместимости превращенному в подобие лабиринта, залу, где проходит сейчас выставка с некоторым налетом пафоса в названии: «Национальная портретная галерея», плутал и вышел на одном из поворотов к портрету Аксакова работы Крамского. На стекле, охраняющем полотно, играли блики.

Дабы лучше рассмотреть зеленый, почти ровный, отсылающий к фону Караваджо задний план портрета, я припал плечом к стене, а когда стал перемещаться влево, Аксаков на картине вздрогнул всем телом и повернулся вслед за мной. Не глазами повел, не голову оборотил, но весь – как был – развернулся, словно отслеживая мои телодвижения, словно передо мной не картина, а экран, на котором прокручивают немое кино (в цвете!), хотя я и не поручусь, что Аксаков при этом не покряхтывал досадливо.


Я повторил свой маневр несколько раз – Аксаков безостановочно крутился на своей скамейке так, что нельзя было уяснить окончательно – куда он смотрит: прямо перед собой или вбок, вглядываясь в следующую картину, висевшую рядом.

Открытие сего динамического эффекта так переполняло меня, что, не будучи в силах удержаться, я воспользовался первым подвернувшимся случаем и поделился им с забредшей в этот угол женщиной интеллигентного вида.

Поняв по моему лицу, что дело нешуточное, женщина сочла за благо последовать моему совету и взглянуть на портрет с разных точек.
– Действительно поворачивается! – подтвердила она и потом добавила фразу, которая еще долго гуляла эхом в ликующих уголках моего сознания, фразу, произнесенную тоном «что ж вы хотите!»:
- Это же Крамской!

Выставка, в целом, любопытная, очень интересно следить, как изменялся стиль портретного дела с конца 17-го по начало 20-го века (и до чего он дошел в руках Рокотова, Брюллова, Серова, Ге, Маковского, Репина и прочих представленных здесь мастеров). Что касается изображенных персон, то возле каждой размещена табличка с биографической справкой, часто крайне необходимой, поскольку далеко не все выставленные личности принадлежат к кругу широко известных исторических фигур.

Честно сказать, я ожидал чего-то большего, большей системности, что ли, не побоюсь этого слова, концептуальности. Кажется, спроси в дружеской обстановке музейщика: а почему у вас этот портрет выставлен или тот? Он только хмыкнет и скажет: «Да что было под рукой, то и повесили». Но это, конечно, не умаляет, не отрицает и не дает повода не посмотреть хотя бы на живого Аксакова!
Tags: выставки, искусство, музей
Subscribe

  • Мой бессмертный взвод

    Не полк, но взвод из известных мне родственников, воевавших в Великой Отечественной, составить можно. Правда, непосредственно этим взводом воевать…

  • Шендерович и Быков на чтецком фестивале «Вслух» в Гоголь-центре

    В программе была заявлена Ингеборга Дапкунайте, но это оказалось уловкой, чтобы дать возможность почитать любимые стихи "невыступному" Виктору…

  • Выборы пришли

    Приближающиеся выборы напомнили о себе в начале этой неделе огромным билбордом, с которого на жителей Перловки (район Мытищ) смотрит нынешний и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

  • Мой бессмертный взвод

    Не полк, но взвод из известных мне родственников, воевавших в Великой Отечественной, составить можно. Правда, непосредственно этим взводом воевать…

  • Шендерович и Быков на чтецком фестивале «Вслух» в Гоголь-центре

    В программе была заявлена Ингеборга Дапкунайте, но это оказалось уловкой, чтобы дать возможность почитать любимые стихи "невыступному" Виктору…

  • Выборы пришли

    Приближающиеся выборы напомнили о себе в начале этой неделе огромным билбордом, с которого на жителей Перловки (район Мытищ) смотрит нынешний и…