Сразу скажу, что это было сильно. Всё началось с декораций (художник – Владимир Арефьев), с высоких прозрачных четырехугольных призм, расставленных на сцене в шахматном порядке, словно колонны в танцевальном зале. Потом их сдвигали так, чтобы получалась стена, отгораживающая пространство загородного дома или парижской квартиры Виолетты. И снова раздвигали для бала-маскарада. Внутри этих колб в воздушном потоке периодически начинали вихриться бумажные листочки. Подсвеченные красным, они напоминали сердечки или, если хотите, кровяные тельца в кровеносных сосудах, а под белым светом превращались в снежинки.
Это визуальное впечатление, но еще более сильное получили мы от услышанного, вернее, от услышанной Хиблы Герзмавы. Друзья, это чудо! Она поёт, как дышит, сильный, чистый, гибкий голос доходит до сердца, в сочетании с её безупречным артистизмом он превращает вечер, проведенный тобой в театре, в целую жизнь – трагическую, но до слез прекрасную. Партнеры её – Сергей Балашов (Альфред) и Алексей Шишляев (Жорж Жермон) при всех их достоинствах всё-таки больше играли оправу вокруг настоящего вокального бриллианта.
Но это еще не всё. Режиссер спектакля Александр Титель уже ближе к финалу припас для неискушенного зрителя сюрприз – в некотором роде шокирующий.
Мы сидели совсем близко, в 6-м ряду партера, но я пожалел, что не взял бинокль, потому что на сцене был устроен стриптиз. Вначале игривый женский (выход цыганок), потом мужской (матадоры), где, в составе брутальной троицы участвовал для пущей выразительности огромный, перевитый лоснящимися мускулами негр. Настоящий стриптиз, не его символическая имитация, – с ошеломляющей чинного зрителя наготой и длинными киями вместо традиционных шестов, причем эти откровенные танцы отнюдь не казались инородным включением в канву спектакля, тем более, что и музыка, музыка Верди вполне сюда ложилась, хотя, на мой взгляд, и чересчур стремительно отзвучала в этих сценах.
В общем, это нужно видеть и слышать!
Вот для общего представления небольшая запись с этого спектакля, сделанная несколько лет назад (к сожалению, без стриптиза).