Бабушка Даша была старшим ребенком в семье, а кроме нее было еще три сестры (Наталья, Мария, Надежда) и два брата (Николай и Иван). Родители – Тихон и Анна – в школу её не пустили, хотя она очень хотела учиться, нужно было по дому помогать, смотреть за младшими, а в 16 лет выдали замуж в соседнюю деревню.
Отношения в новой семье не заладились. Муж, видимо, её любил, но был робок, всем командовала свекровь. Как рассказывает моя мама: «Они с утра до ночи в поле работают, а свекровь их кормит раз в день. Впроголодь держала. Муж уворует с кухни кусок хлеба и молодой жене – бабуле нашей, несет. Но у неё, знаешь, характер гордый, она же не может никому подчиняться, все сама. Решила уйти. А у матери тетя была, крестная. Узнала, что такое дело, рассказала мужу своему. Тот: да куда же она пойдет без денег, одна! Дал ей 100 рублей на первое время, и она уехала с подводами в Москву. Сбежала, значит, а отцу и матери не сказала».
В Москве устроилась в богатую семью «в прислуги».
«За еврейским мальчиком смотрела. А семья была такая: они уходят на работу, а сами где-нибудь на полу деньги оставят. Проверяли. Мать, конечно, не брала. Положит на видное место: что вы все деньги теряете? Она же здоровая, сильная была — и стирала, и убирала, и готовила...»
По словам моей мамы, с её отцом, моим дедом, Фролом Изотовичем Королевым бабушка Даша познакомилась в магазине. Он был почти на 20 лет её старше, 1883 года рождения.
«Он долго за ней ухаживал. А у самого жена была и две дочки, вот как. Подарки дарил. Они жили на Цветном бульваре, в цирк часто ходили. Отец лошадей очень любил, абонемент покупал. Мать их потом все время вспоминала: лошади «в яблоках», а какие умные были!
(На фото цирк Саламонского – так до революции называли построенный в 1880 году цирк на Цветном бульваре – по имени его основателя Альберта Саламонского).
Я спрашивала: мать, как же отец тебя полюбил? Она же рыжая была, а он на фотографии такой красивый. И сильный: мог ударом кулака лошадь поставить на колени. Так она мне говорит: у меня тогда вот здесь — показывает у виска — сбоку волосы вились, и смеется. Я думаю, ему понравилось, что она была готова с ним куда угодно поехать, во всем поддерживала. Вот как».
Там у них родился сын, Анатолий, но он вскоре умер от скарлатины. Бабушка Даша очень переживала, чуть руки на себя не наложила, говорила, что «бес лукавый петлю из соломы свивал и под кровать подкладывал».
Её спас священник, к которому Дарью Тихоновну повел муж. Он нашел нужные слова, сказал, что дети у них еще будут, много детей, обещал за них молиться, дал Евангелие и наказал читать и укрепляться в вере.
Евангелие ей на первых порах читал муж, но и она медленно, по складам, но Евангелие читать научилась. Книгу эту бабушка Даша сохранила во всех своих многочисленных странствиях по России, она и сейчас стоит на почетном месте у моих родителей. Более подробно я писал о Евангелие здесь.
Слова священника сбылись, в 1926 году родился сын Петр, потом – уже на Урале – еще два сына и две дочери: Анатолий, Валентин, Нина и Галя.
Фрол Изотович был ветеринаром, в Москве для него работы становилось всё меньше, одно время он был ломовым извозчиком.
А когда услышали, что на Урале начался падеж скота, он решил податься туда, там шла вербовка ветеринаров.
(продолжение следует)
Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.