?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
«Святой против Льва» Павел Басинский - Жуткое дело
chugaylo
chugaylo
«Святой против Льва» Павел Басинский

Рассказывают, что как-то в разговоре графиня Александра Андреевна Толстая, двоюродная тётушка Льва Толстого, отвечая на вопрос императора Александра III, назвала самыми замечательными и популярными людьми в России своего племянника Льва Николаевича и отца Иоанна Кронштадтского. «Государь очень смеялся», но согласился с графиней.

Выбор этих двух фигур не случаен – и по тому влиянию, какое они оказывали на умы современников, и по известности в самых широких кругах, и по прямо противоположным мировоззренческим позициям, какие они занимали.

Чтение этой книги меня захватило, я не слишком хорошо знаю биографию Толстого, а о Иоанне Кронштадтском вообще имел самые смутные представления, откуда и непроизвольный вопрос – почему именно он противопоставляется такой «глыбе» и «человечищу», как Лев Толстой?

Между тем, Иоанн Кронштадтский был личностью необыкновенной, сын сельского псаломщика из Архангельской губернии стал «всенародным батюшкой», к которому стекались тысячи паломников со всей России, простой приходской священник сумел развернуть бурную общественную деятельность, построив в Кронштадте Дом трудолюбия и основав несколько женских монастырей и подворий, был знаменит своими исцелениями и щедростью, каждый день раздавая нуждающимся огромные суммы стекавшихся к нему пожертвований. Он ввел революционную для церкви того времени практику частого причащения, в течение 53 лет ежедневно служил литургию, которая заканчивалась причащением Святых Тайн.

Таинство Евхаристии (причащение Тела и Крови Христова) и стало тем главным пунктом, на котором полярно разошлись герои книги. Если Толстой не мог поверить в чудо претворения простых хлеба и вина в Плоть и Кровь Христа, и, более того, был убежден, что никто в это на самом деле не верит, то отец Иоанн Кронштадтский видел в Святом причастии «путь построения Царства Божия внутри себя». Для него Таинство причастия - главное в жизни священника, и это не результат безрассудной веры, он каждый раз на своем опыте получал подтверждение свершившемуся чуду, буквально оживая и морально и физически после причастия.

Импонирует тон повествования – с позиции не прокурора, но адвоката, которую занимает автор по отношению к обоим своим героям. Попутно он опровергает сложившиеся мифы и однобокие представления о них (например, о распущенной жизни Толстого до женитьбы), а если какие-то их поступки ему не по душе, ищет им посильное оправдание или объяснение, показывает обстоятельства, которые к этому привели.

Помогают разобраться во взглядах враждующих (увы, так!) сторон приведенные в конце книги приложения, в частности, «Обращение к духовенству» Толстого, ответ ему отца Иоанна, а также открытое письмо графу Толстому его бывшего последователя М.А.Новоселова.

Метки: , ,

75 комментариев or Оставить комментарий
Comments
galina_vr From: galina_vr Date: Январь, 25, 2014 10:48 (UTC) (Ссылка)
А там написано, за что конкретно Толстого от церкви отлучили?
Вообще, интересная пара выбрана автором для исследования.
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 25, 2014 20:44 (UTC) (Ссылка)
Да, интересная! Я много узнал и про одного и про другого. Там в приложении приведено определение Святейшего Синода 1901 года. Там много сильных слов "дерзко восстал на Господа", "отрекся", что он распространял в народе учения "противные Христу и Церкви", что он "а) проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и -
б) самой сущности веры христианской".
И ещё 12 пунктов, касающихся сущности веры.

Собственно, формально это было не отлучение. а свидетельство об отпадении его от Церкви.
kortan From: kortan Date: Январь, 25, 2014 12:12 (UTC) (Ссылка)
Надо бы почитать...
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 25, 2014 20:45 (UTC) (Ссылка)
Мне было интересно! Узнал много и об одном и о другом, понял более-менее взгляды Толстого на религию, раньше как-то не интересовался этой его стороной.
alenenok72 From: alenenok72 Date: Январь, 25, 2014 12:46 (UTC) (Ссылка)
Чем-то пугает меня эта книга.
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 25, 2014 20:47 (UTC) (Ссылка)
Если так, то не читай!
Мне кажется, после её прочтения я стал лучше понимать личность Толстого, а о личности отца Иоанна из неё и узнал.
ymtelec From: ymtelec Date: Январь, 25, 2014 13:09 (UTC) (Ссылка)
Действительно взгляды были так уж непримеримы? и в отношении "непротивления злу"? Нужно прочитать, возьму на заметку
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 25, 2014 20:51 (UTC) (Ссылка)
Да, абсолютно непримиримы. Толстой действительно воевал с Церковью, даже Евангелие новое написал (перевел с древнегреческого) без чудес. Доходил до того, что, наверное, можно назвать глумлением.
skripta From: skripta Date: Январь, 25, 2014 13:42 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, Андрей. Возьму на заметку)
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 25, 2014 20:53 (UTC) (Ссылка)
Мне было интересно узнать о личности и того и другого. И взгляды Толстого на религию более-менее для меня прояснились. Но глубоко верующему человеку некоторые места будет трудно без возмущения читать. (Не к автору, а к Толстому=)
val000 From: val000 Date: Январь, 25, 2014 19:34 (UTC) (Ссылка)
Иоанн прав. Через обряды подобные причащению в человеке зарождается ощущение святости. А без него никуда. У Толстого оно и так было (и, вероятно, не из церковного источника), поэтому он его не ценил и в обряде не видел смысла.
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 25, 2014 20:57 (UTC) (Ссылка)
Толстой полностью полагался на разум, совершенно отрицая иные способы познания мира, например, посредством мистического опыта (возможно, я неправильно назвал, но другого слова не подберу). Во время причастия он не чувствовал ничего кроме неловкости и почему-то полагал, что то же самое должны испытывать все.
(Удалённый комментарий)
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 26, 2014 17:47 (UTC) (Ссылка)
У Кронштадтского было особенное отношение к причастию и исповеди. Он, кстати, практиковал общие исповеди всех участников богослужения, поскольку физически не мог всех исповедовать индивидуально.

Мне нравится, как Толстой писал=) Что касается остального, то это уже для меня второстепенно, как в поговорке - "мне с ним детей не крестить"=)
(Удалённый комментарий)
sozer_zatel From: sozer_zatel Date: Январь, 28, 2014 00:04 (UTC) (Ссылка)
Заманчивое чтение:) Люблю разбираться в истоках человеческого или профессионального противостояния.
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 28, 2014 18:41 (UTC) (Ссылка)
Я узнал много нового для себя. Если будет время, напишу отдельно некоторые высказывания Басинского о Толстом. При всех своих спорных взглядах он был искренним человеком.
yuvikom From: yuvikom Date: Январь, 28, 2014 13:40 (UTC) (Ссылка)
Давно хочу почитать эту книгу, да всё времени нет.
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 28, 2014 18:45 (UTC) (Ссылка)
Мне было интересно. Но там Толстой для меня открылся с новой стороны. Я бы сказал, неинтеллигентной=) По некоторым вопросам он считал себя правым окончательно.
zlex07 From: zlex07 Date: Январь, 28, 2014 16:05 (UTC) (Ссылка)
Интересно.
Мне Лев Толстой более по душе. Церковь, конечно, великая сила, но пастыри часто не туда ведут.
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 28, 2014 18:48 (UTC) (Ссылка)
Вот эта книга дает пищу для размышлений. В споре Толстого с церковью я склоняюсь на сторону церкви. У меня сложилось впечатление, что Толстой не мог понять, что мир можно познавать не только разумом. А церковь-то как раз стоит на восприятии через мистический опыт.
lik_mi From: lik_mi Date: Январь, 29, 2014 10:26 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, очень интересно все новое, не общеизвестное, об этих выдающихся людях.
chugaylo From: chugaylo Date: Январь, 29, 2014 19:11 (UTC) (Ссылка)
Тут еще такой систематический подход. И автор не боится спорных, неоднозначных моментов, ведь Иоанн хоть и святой, а всё равно человек=) Не говоря уже о Толстом.
75 комментариев or Оставить комментарий