chugaylo (chugaylo) wrote,
chugaylo
chugaylo

Category:

«Мастер и Маргарита» в МХТ им. Чехова

Так получилось, что мы сходили почти подряд на два спектакля по романам Булгакова, сначала на «Записки покойника» в студию Женовача, а теперь на «Мастера и Маргариту» в постановке венгерского режиссера Яноша Саса. Большой, можно даже сказать, грандиозный, учитывая необычность декораций, почти четырехчасовой спектакль, в который режиссер постарался вместить всё самое значимое, что было (и есть) в романе – и ершалаимские сцены, и московские, начиная от Патриарших прудов, психиатрической клиники профессора Стравинского, продолжая нехорошей квартирой, варьете, подвалом в арбатском переулке, погромом квартиры Латунского, балом Воланда и так далее. Спектакль, как и роман, густо населен разнообразными персонажами, действие происходит непосредственно на сцене, но также и на больших экранах и можно, например, в режиме реального времени увидеть Степу Лиходеева, только что отправленного котом-Бегемотом из своей квартиры в Москве на ялтинских пляж, стоящего на коленях перед «бездушным курильщиком» и вопрошающего: «Где я? Какой это город?»
Экраны тянут за собой телекамеру, с которой бегает Левий Матвей, пытаясь (как мы знаем из романа – тщетно) задокументировать житие Иешуа Га-Ноцри. И вообще, смотреть за тем, как это сделано, какие решения применены режиссером, чтобы как можно более точно перенести на сцену прозу Булгакова, очень интересно. Сеанс черной магии и её разоблачение, например, проходил приближенно к оригиналу, на зрителей даже сыпались сверху розовые бумажки достоинством ять тысяч рублей (это не опечатка).
Из актерских работ большего всего мне понравился Анатолий Белый в роли Мастера, он в этой постановке центральный персонаж, можно наверное сказать, что Янош Сас сделал акцент на истории любви (Маргариту играет Наташа Швец). Но я не мог воспринимать происходящее с открытым сердцем, слишком много читал о романе, думал о нем, чтобы видеть в отношениях Мастера и его подруги только человеческую любовь, не отягченную служением дьяволу – вольным и невольным.
Очень хорош Воланд в исполнении Дмитрия Назарова – отнюдь не уставший от жизни, импозантный, властный, по-своему справедливый. А вот его свита не столь ярка, какого-то фейерверка черного юмора, как это было, например, в постановке «Мастера и Маргариты» Сергея Алдонина я здесь не увидел, могу отметить, пожалуй, только Михаила Трухина в образе Коровьева.
Думаю, всем, кто любит роман Булгакова, этот спектакль будет интересен.
Tags: Булгаков, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments