chugaylo (chugaylo) wrote,
chugaylo
chugaylo

Category:

«Громкая история фортепиано» Стюарт Исакофф

Вчера прочитал в блоге прекрасного пианиста и большого знатока музыки yudinkostik, что Google отмечал 4 мая 360 лет со дня рождения Бартоломео Кристофори, изобретателя фортепиано. По случайности, я только что прочитал книгу американца Стюарта Исакоффа, где как раз повествуется об обстоятельствах создания фортепиано во Флоренции в начале 18-го века, и его дальнейшей судьбе: как инструмент завоевывал популярность (глава «Фортепианная лихорадка»), как видоизменялся, какие композиторы и исполнители стали знамениты благодаря гениальному изобретению вчерашнего именинника падуанца Бартоломео Кристофори, каковы современные тенденции в этой области искусства и техники.

К первым фортепианным виртуозам автор (помимо итальянца Муцио Клементи) причисляет Моцарта, который к тому же занимался и устройством первых в Вене фортепианных концертов со своим участием, порой приносивших ему неплохой доход. Интересно, что в моцартовском инструменте, сделанном по спецзаказу Габриэлем Антоном Вальтером, была дополнительная клавиатура для ног. Фортепиано той поры были меньше нынешних, с более сухим, отрывистым звуком. Послушать, как звучит инструмент Кристофори, можно в этом посте.

Дабы структурировать свой рассказ автор - условно и с оговорками – развел музыкантов по четырем большим категориям, приуроченным к главным элементам мироздания (по версии Эмпедокла). Классификация Исакоффа-Эмпедокла выглядит так:

горячие головы (огонь) – Бетховен, Лист, Барток, Стравинский, рок-н-рольщик Джерри Ли Льюис, джазовый авангардист Сесил Тейлор, «каждый из которых вносил в фортепианную игру ощущение напряженной непредсказуемости и творил музыку, то медленно тлеющую, то взрывающуюся резкими вспышками»;

алхимики (воздух) – мастера атмосферы, «таинственным образом сочленяя звуки…, они конвертируют приземленные приемы музыкальной композиции в целые призрачные миры, подобно тому, как алхимики превращали обыкновенный свинец в золото» – Клод Дебюсси, Арнольд Шенберг, Александр Скрябин, Билл Эванс, «Дюк» Эллингтон, Телониус Монк, Джон Кейдж;

ритмизаторы (земля) – Сергей Прокофьев, Фэтс Домино, классик латино-джаза Артуро О.Фэррелл, виртуозные джазовые пианисты Арт Татум, Каунт Бэйси – музыканты, которые «во главу угла ставят тот отрывистый удар, который, собственно, и дает жизнь фортепианной ноте»;

мелодисты (вода) – И.С.Бах, Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганес Брамс, Феликс Мендельсон, Фредерик Шопен, Эрик Сати, Морис Равель, Джордж Гершвин, джазовый пианист Джордж Ширинг – «их музыка разливается извилистыми волнами, которые вздымаются и опадают, будто линии на изысканном восточном узоре».

Повествование автор ведет живо, непринужденно, приводя множество любопытных биографических подробностей и перемежая собственный рассказ вставками из других авторов, а также фотографиями – в основном портретного свойства.

Много места в книге отведено развитию музыкальных направлений в США – регтайм, буги-вуги, навелти, джаз, рок-н-ролл. Отдельная глава («Русские идут») посвящена русской пианистической школе. А вообще количество упомянутых композиторов и исполнителей в книге огромно (в конце приведен указатель имен), причем почти каждому дана характеристика, дающая представление о стиле его музыки. Вот для примера, что он пишет о пианистке венесуэльского происхождения Габриэле Монтеро:

«Практика исполнения оригинальных каденций, а равно импровизированных прелюдий, то есть небольших экспромтов, играемых перед основной пьесой, никогда не прекращалась полностью, но Монтеро, словно Ференц Лист наших дней, принимает «заказы» из публики прямо на концерте и в конечном счете придумывает целые композиции. Лишь немногие музыканты в любом жанре могут сравниться с ней по уровню владения инструментом, по исполнительской яркости, по способности свободно работать в рамках самых разнообразных стилей и генерировать в режиме реального времени хитроумные контрапункты».

Послушать её можно в этом посте замечательной Петры m_petra, безвременно ушедшей от нас.

Подводя итог, скажу, что мне было любопытно погрузиться вместе с автором в разнообразный мир фортепианной музыки, о котором я прежде почти ничего не знал.
Tags: друзья, книги, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments