
Человек он был чрезвычайно деятельный и даже более того – предприимчивый. Постоянно выискивал объект для приложения своей бурлящей энергии, но, конечно, не просто объект, а нечто, приносящее доход домашнему хозяйству.
Это были валенки (я публиковал рассказ о них моего отца здесь), дубленки, нутрии, индоутки, куры, которых он умудрялся держать в городской квартире, правда, расположенной на первом этаже («Мы почему-то всегда жили на первом этаже», - недоумевал дед), в конце жизни «фазенда» - садовый участок с вручную сложенным с помощью потомков двухэтажным симпатичным домиком, оснащенным галерей по второму этажу. В обустройстве участка он гнул свою прагматичную линию: «Деревья сажать не буду, когда они вырастут, меня уже не будет, а вы участок продадите, новые хозяева деревья срубят… Только смородина».
Попади мой дед в другие условия, он бы развернулся, была в нем отцовская жилка - Дмитрий Тихонович держал до революции пекарню, и во времена НЭПа еще успел похозяйничать на ниве артельного предпринимательства (у меня был цикл публикаций по воспоминаниям дедушки Саши – первый пост здесь, в конце каждого ссылка на следующий), пока не был отправлен в трудовой лагерь то ли за неуплату налога на единоличное хозяйство, то ли за невыполнение повышенных для единоличников обязательств по поставкам сельхозпродуктов с конфискацией всего имущества и выселением жены и трех детей из отобранного дома зимой на улицу.
Так что недюжинную свою энергию деду моему пришлось направлять на поддержание более-менее сносной жизни, а грубо говоря – на выживание. Причина такого положения дел была моему деду ясна, к советской власти он относился соответственно, называя её бесчеловечной, на смерть Сталина он отреагировал фразой: "Наконец-то подох". И в партию не вступал. Хотя была возможность – и на фронте, и потом.
Фронт – это отдельная история, о нем тоже есть публикация в упомянутом цикле, начиная с этого поста, воспоминания его очень интересные. Дед был сначала артиллеристом, воевал в пехоте, а после ранения перешел в пешую разведку, «ходил за языками» через линию фронта. На сайте http://podvignaroda.mil.ru/ я обнаружил наградной лист на орден «Красной звезды», полученный дедом за одну такую операцию - (можно посмотреть).
О войне он вспоминать не любил, если глубоко погружался в прошлое, то на глазах у него наворачивались слезы.
Общаться с дедом всегда было огромным удовольствием, он был в курсе всех событий (в советское время слушал сквозь «глушилки» по ночам, на сон грядущий «брехунов» посредством радиоприемника «Спидола»), любил подшучивать, в том числе над самим собой, надо было только за ним угнаться, не отстать.