chugaylo (chugaylo) wrote,
chugaylo
chugaylo

Category:

«Пикассо и Хохлова» выставка в Пушкинском

На самом излете успел ухватить Пикассо (выставка завершилась 3 февраля), очередь, на удивление, была сдержанной,

сильно уступая параллельному столпотворению вокруг творчества Куинджи в Третьяковке.

Экспозиция обрамляла историю любви и прочих чувств между испанским художником и Ольгой Хохловой. Пикассо и Хохлова, балерина труппы Дягилева, встретились в Риме в 1917 году. Чары нашей соотечественницы оказались необычайно сильны,

Пикассо поверил, что нашел идеал на всю жизнь, в 1918 году они обвенчались в православной церкви в Париже. Ольга бросает балет, Пабло возвращается к классическому воспроизведению действительности.
В феврале 1921 года на свет появляется их сын Пауло (между прочим, сын самого Пауло Бернар является куратором этой выставки), Пикассо увлеченно разрабатывает темы материнства и детства.

Но семейные узы начинают тяготить влюбчивого испанца. Меняется не только человеческое отношение, но и стиль художника.

В 1927 году в жизни Пикассо появляется новая муза – Мария-Тереза Вальтер, разница между ними почти 30 лет, естественно в пользу художника.

Пикассо вынужден жить на два дома, это заканчивается в 1935 году, когда Ольга узнает от доброжелателей, что Мария-Тереза ждет ребенка.

Оскорбленная супруга уезжает из дома вместе с сыном и подает на развод. Согласно брачному контракту ей причитается половина имущества, к тому времени весьма солидного, но Пикассо предпочитает оставаться формально женатым на Ольге вплоть до её смерти в 1955 году.

Пикассо переживет её на 18 лет, успев еще не раз обновить источник для своего вдохновения.

Из Москвы выставка отправилась на родину художника в Малагу, потом экспозицию ждут в Мадриде, так что шанс увидеть её воочию еще есть.

Метаморфозы в отношениях Пабло и Ольги сподвигли меня на стишок, уж не обессудьте.

Что движет гения рукой,
когда он кистью водит?
Любовь, вы скажете, иной
ответ здесь не подходит.

Да, несомненно есть резон
в таком предположеньи,
когда художник не влюблен,
где стимул для свершений?

Стремится он запечатлеть
предмет своих мечтаний,
в другую сторону глядеть
его уж не заставить.

Но честным буду до конца,
случается иначе –
когда в соавторы творца
не пряник – кнут назначен.

От гнева мастер сам не свой,
кипит, мрачнеет ликом
и вот мазок бросает злой
на холст несчастьям в пику.

И мы глядим на полотно
и сразу понимаем:
не шутит гений с нами, но
с души снимает камень.


Вот знаменитая картина «Обнаженная в красном кресле», в которую Пикассо вложил всю гамму чувств, какие испытывал к жене в конце 20-х годов.


И еще один, коротенький, посвященный уже непосредственно великому испанцу и гражданину Франции (о чем нужно сказать, чтобы объяснить используемый далее вариант ударения).

Бросай судьба своё лассо,
я буду твёрд, как Пикассо,
не уступлю тебе ни пяди,
хотя бы и упрямства ради,

упрямства ради одного,
потом - не будет ничего,
и только этот миг упавший
во все цвета всегда раскрашен,

о чем твердит нам Пикассо,
вращая над собой лассо.


Tags: выставки, искусство, стихи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments