chugaylo (chugaylo) wrote,
chugaylo
chugaylo

Category:

Еще три выставки уходящего года

«Русский Йорданс» в Пушкинском.
Выставка уже закончилась, поэтому можно рассказывать о ней не обинуясь, без опасений быть пойманным на слове и выведенным на чистую воду.
На самом деле там предлагался не только Якоб Йорданс (1593-1678), но и его мастерская, которая очень сильно с ним разнится, хотя бы и русским. По свидетельствам очевидцев, Йорданс только намечал общий контур будущего изображения для своих работников кисти и мастихина, но случившиеся у тех огрехи и невнятности потом не исправлял, как, например, делал это в своей мастерской его знаменитый современник Рубенс (1577-1640).
Но обратимся непосредственно к виновнику интереса. Вот его русские (недавно атрибутированные) «Мелеагр и Аталанта» (1617-1618).

Бросается в глаза теснота от изображенных на переднем плане персонажей. Они словно не умещаются на предоставленном пространстве, каждый норовит вылезти вперед, и ты – зритель – невольно заражаешься этой толкотней и не можешь спокойно стоять и любоваться, тебе тоже хочется куда-нибудь протиснуться, на крайний случай повести плечом.
Упомянутые выше очевидцы утверждают, что такой, лишенный глубины, стиль – есть, вероятно, следствие постоянной работы Йорданса для шпалерной мастерской с её требованиями к изображаемому.
Но Йорданс находит способ смягчить впечатление столпотворения, наделяя заглавных персонажей светлой кожей, прочих же прикрывая тенью.
«Пир Клеопатры» (1653).

Здесь композиция кажется более гармоничной. Уже не хочется никуда проталкиваться, зритель словно включается в круг персонажей, обступивших царицу египетскую - сразу за собакой.
«Сатир и крестьяне» (1622 - начало 1630-х).

Эта картина интересна еще и тем, что женщина, с интересом вглядывающаяся в стати мифологического гостя, и ребенок у неё на коленях, как говорят, не кто иные, как его, Йорданса, законная супруга Катарина ван Ноорт и старшая дочь Елизавета.

Будучи несколько лет назад в Брюсселе в Королевском музее старинного искусства, мы видели бельгийского Йорданса, но, сказать по чести, от того посещения в памяти остались в основном огромные залы, увешанные невероятных размеров полотнами Рубенса.


«Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма, открыта до 26 января 2020 года
Этой выставке можно было бы дать второе название: «Рамон Касас и другие». Касаса (1866-1932) мы открыли для себя в Барселоне, в Национальном музее каталонского искусства у горы Монтжуик и в галерее при горном монастыре Монсеррат. Его легкость, теплота, угадываемый юмор имеют счастливое свойство примирять с быстротекущей жизнью, уравновешивать её созерцанием и изысканной расслабленностью.
«На открытой террасе» (1892)

Картинка мечты.
Невольно вспоминается Мандельштам

…Вся комната напоена
Истомой — сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.

Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

Еще одни камерный Касас, но теперь барселонский.


Помимо нашего любимца, заядлого велосипедиста и неутомимого путешественника, на выставке еще около 60 работ его соотечественников и частью друзей общим числом 18: Сантьяго Русиньоль (1861-1931), Мариано Фортуни (1838-1874), Хоакин Соролья (1863-1923), Мариан Пиделасерра и т.д.
Например, "Шарль Морис с женой" Игнасио Сулоага (1870-1945).

Уютный музей, симпатичная выставка.

«Василий Поленов» в Новой Третьяковке на Крымском валу, открыта до 16 февраля 2020 года
Масштабное событие, представляющее творчество Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) во всей возможной полноте, а он преуспевал не только на почве живописи, но и архитектуры, театра (декорации), педагогики, журналистики (участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов), даже композиторства. Любители античных развалин, пейзажей среднерусской полосы,

интерпретаций Евангельских сюжетов - вот его знаменитая "Христос и грешница" -

найдут здесь широкое поле для радостных удивлений.
Недавно дочитал автобиографическую книгу "Пространство Эвклида" Петрова-Водкина (1878-1939), который упоминает Поленова в фрагменте, посвященном С.И.Мамонтову. О нем (Мамонтове) Кузьма Сергеевич пишет: "Дерзкий и не останавливающийся ни перед каким риском в предприятиях, он и окружающих его художников поднял на дерзания и поиски. На что уж уравновешенный Поленов, и тот возле пылающего абрамцевского гнезда воспламенел однажды мозаикой из морских камней".
Tags: Барселона, Бельгия, выставки, искусство
Subscribe

  • Они приходят, не спросясь

    Сегодня день рожденья мой – я вам открыт для поздравлений, для вас я вроде не чужой, так что пишите без зазрений. Не возражаю, чтоб и тост вы в…

  • Новогодний квадриптих

    Погружаясь в нарастающую суету последних дней уходящего года, спешу заблаговременно поздравить всех с наступающим дважды двадцатым годом! И пожелать,…

  • * * *

    Грядущее сидит в засаде и внезапно набрасывается со всех сторон, тобою нажитое оставляя сзади, и ты глядишь на отъезжающий перрон. Грядущее всего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Они приходят, не спросясь

    Сегодня день рожденья мой – я вам открыт для поздравлений, для вас я вроде не чужой, так что пишите без зазрений. Не возражаю, чтоб и тост вы в…

  • Новогодний квадриптих

    Погружаясь в нарастающую суету последних дней уходящего года, спешу заблаговременно поздравить всех с наступающим дважды двадцатым годом! И пожелать,…

  • * * *

    Грядущее сидит в засаде и внезапно набрасывается со всех сторон, тобою нажитое оставляя сзади, и ты глядишь на отъезжающий перрон. Грядущее всего…